Мнение большинства.
Акавия бен Магалалэл держался по четырём вопросам особого мнения, несогласного с мнением всех других законоучителей. Говорили ему:
— Акавия, откажись от своего мнения — и мы аб-бет-дином (главным судьёй) назначим тебя.
— Нет, — отвечал он, — лучше мне всю жизнь называться глупцом, чем час один — преступником перед Господом. Ради почёта и власти я делать этого не стану. Однако же перед смертью он сказал своему сыну:
— Ты от моего мнения по тем четырём вопросам откажись.
— Отчего же сам ты не отказывался? — спросил сын.
— Видишь ли, сын мой, — ответил Акавия, — я своё мнение воспринял от многих учёных законоведов; противники мои, в свою очередь, руководились мнением также многих авторитетных учёных; каждая из спорящих сторон и оставалась при своём мнении. Тебе же предстоит выбор между двумя мнениями: одно ты воспринял от целой коллегии учёных, другое — от единичного лица, и преимущество должно быть отдано мнению большинства.
— Хорошо, отец, но повлияй на своих товарищей, чтобы они радушно приняли меня в свою среду.
— Этого, сын мой, я не сделаю.
— Знаешь ты какой-нибудь проступок за мною?
— Нет. Но пусть сами дела твои создадут тебе в жизни либо друзей, либо врагов.
Мицва и кража
У одной еврейки выпал кошелек. Шедший за ней человек поднял кошелек, отдал его женщине, потом, продолжая за ней идти и улучив удобную минуту, украл у нее тот же самый кошелек. Люди, видевшие это, спросили с удивлением:
- Почему это, Мойше, вы поначалу вернули ей кошелек, а потом все-таки украли его? На что вор ответил:
- Понимаете ли, возвращение потерянного - это мицва. Если мне случается исполнить мицву - я делаю это с радостью. Ну, а воровство - моя профессия. Одно другому мешать не должно.
|